ПАМЯТКА
для педагогов учреждений образования
по выявлению случаев жестокого обращения с детьми
Форма жестокого обращения
|
Особенности внешнего вида, психического состояния и поведения несовершеннолетнего
|
1. Физическое насилие
|
Особенности внешнего вида, характер травм:
Внешний вид: множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей); признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь). Основные типы травм: на теле - синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера.
Особенности психического состояния и поведения:
Возраст 3 - 6 лет:
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
- пассивная реакция на боль;
- болезненное отношение к замечаниям, критике;
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
- негативизм, агрессивность;
- лживость, воровство;
- жестокость по отношению к животным;
- склонность к поджогам.
Младший школьный возраст:
- стремление скрыть причину повреждений и травм;
- одиночество, отсутствие друзей;
- боязнь идти домой после школы.
Подростковый возраст:
- побеги из дома;
- суицидальные попытки (попытки самоубийства);
- делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;
- употребление алкоголя, наркотиков.
|
2. Сексуальное насилие (развращение)
|
Особенности внешнего вида, характер травм:
- повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;
- расширение ануса;
- следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;
- заболевания, передающиеся половым путем;
- беременность;
- повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
- резкие изменения веса (потеря или прибавление);
- вагинальные кровотечения; психосоматические расстройства.
Особенности психического состояния и поведения:
Младший школьный возраст:
- низкая успеваемость;
- замкнутость, стремление к уединению;
- изменение ролевого поведения (берёт на себя функции родителя);
- ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
- несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение;
- стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки:
- депрессия;
- побеги из дома или институциональных учреждений;
- низкая самооценка;
- угрозы или попытки самоубийства;
- сексуализированное поведение;
- употребление наркотиков или алкоголя;
- проституция или беспорядочные половые связи;
- жалобы на боли в животе.
|
3. Психическое (эмоциональное) насилие
|
Особенности физического развития, психического состояния:
- задержка физического и умственного развития;
- нервный тик;
- энурез;
- печальный вид;
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
Особенности поведения:
- беспокойство или тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- угрозы или попытки самоубийства;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- плохая успеваемость;
- низкая самооценка.
|
4.Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость)
|
Особенности физического развития, психического состояния:
- утомлённый, сонный вид, опухшие веки;
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);
- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
- задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребёнке;
- выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;
- частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;
- многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;
- повторные повреждения от случайных травм или отравлений.
- постоянный голод и/или жажда;
- кража пищи;
- стремление, любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
- требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатия; пассивность;
- агрессивность и импульсивность;
- делинквентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
- неумение общаться с людьми, дружить;
- неразборчивое дружелюбие;
- регрессивное поведение;
- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
- низкая самооценка.
|
Форма жестокого обращения
|
Особенности поведения родителей или законных представителей, позволяющие заподозрить жестокое обращение по отношению к несовершеннолетнему
|
1. Физическое насилие
|
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребёнка и нежелание внести ясность в происшедшее;
- позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
- обвинение в травмах самого ребёнка;
- неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребёнка;
- невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
- обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребёнка;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).
|
2. Психическое (эмоциональное) насилие
|
- нежелание утешить ребёнка, который, действительно, в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребёнка;
- постоянное сверхкритичное отношение к нему;
- негативная характеристика ребёнка;
- отождествление ребёнка с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственность за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребёнку.
|
Источник: «Жестокое обращение с детьми и подростками: причины, признаки, способы профилактики и оказания помощи» /Под ред. И.В. Исаевой. − Нижневартовск, 2004 г.