Детство должно улыбаться,
Счастьем искриться в глазах,
В сердце теплом вспоминаться,
А не слезой на глазах!
Уважаемые папы и мамы!
Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в процессе воспитания растущий человек приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт, встречается не только с добром, но и со злом.
Проблема насилия в семье, жестокого обращения с детьми на сегодняшний день является одной из самых тревожных среди социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности, беспризорности.
Под жестоким обращением с детьми понимаются не только случаи физического и сексуального насилия или развращения, но также пренебрежение основными интересами и нуждами детей, то есть неудовлетворение их потребностей в пище, одежде, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером жестокого отношения с малолетними детьми является оставление их без присмотра, что зачастую приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим тяжелым последствиям.
Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ МОЖНО ОСТАНОВИТЬ
Насилие над детьми включает:
- жестокое обращение с детьми;
- пренебрежение основными нуждами ребенка;
- оставление ребенка в опасности
Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка (побои, избиение, угрозы в их адрес, внушение чувства страха и т.д.), а также покушение на их половую неприкосновенность. Жестокое обращение может проявляться в применении недопустимых приемов воспитания детей, причиняющих вред их нравственному развитию, а равно в пренебрежительном, грубом обращении. Жестокое обращение характеризуется следующими видами насилия:
I. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
II. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
III. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постепенное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психическому насилию относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка, проявляется в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- ложь или невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.
Пренебрежение основными нуждами ребенка – один из видов жестокого обращения, характеризующийся отсутствием со стороны родителей или лиц их заменяющих, заботы о ребенке, недобросовестное выполнение обязанностей по его воспитанию, в результате чего нарушаются здоровье и развитие ребенка:
- Пренебрежение физическими потребностями – ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде, ребенок проживает в антисанитарных условиях.
- Пренебрежение медицинской помощью – отсутствие ухода за больным ребенком, ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию, не обеспечивают оказание медицинской помощи.
- Недостаточный контроль – оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из-за нежелания родителя заботиться о ребенке, случаи проживания родителей или законных представителей отдельно от ребенка в течение длительного времени.
- Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде.
- Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании.
- Пренебрежение потребностями в образовании и обучении – родители не обеспечивают условий для посещения ребенком ДОУ, допускают пропуски занятий в ДОУ без уважительных причин.
- Употребление матерью во время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.
Оставление ребенка в опасности – заведомое оставление без помощи ребенка, находящегося в состоянии, опасном для жизни или здоровья.
Как защитить детей от насилия и жестокого обращения?
Если у вас возникли проблемы в воспитании ребенка, вы не можете наладить контакт с ним, если вас настораживают изменения в поведении ребенка, не торопитесь применять крайние воспитательные меры.
Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что и в вашей жизни тоже случались трудности и проблемы, расскажите, какие варианты решения проблемы возможны и предложите ребенку выбор решения в сложившейся ситуации. Именно так вы сможете помочь решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.
ü Создайте дома доверительную уютную среду, с участием и положительным интересом взрослых членов семьи к детям.
ü Исключите метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
ü Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
ü Исключите взаимные оскорбления и резкие обвинения в адрес друг друга и детей.
ü Откажитесь от экономического насилия к членам семьи.
Исключите применение физического насилия к кому бы то ни было.
ü Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
ü Читайте вместе с детьми, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов.
ü Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт».
ü Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
Чтобы дети не оказались заложниками неудовлетворенности родителей, их постоянных придирок, общению на повешенных тонах, а иногда просто родительских срывах, понимайте: ребенок не виноват в том, что вы не получаете желаемого, это ваша проблема, а не его вина. Исключите перенос своего эмоционального состояния на детей.
Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:
1. Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти. Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя
2. Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.
3. При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10-20 несложных физических упражнений (приседаний, прыжков, взмахов руками).
Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Наглядно-информационный материал"