Родителям: профилактика сексуального насилия
Гораздо легче предотвратить сексуальное насилие в отношении ребёнка, чем испытывать глубочайшее чувство вины за то, что не уберегли его.
Родители должны знать, что:
Жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики.
Насилие может совершаться в отношении детей всех возрастов, включая и детей до 1 года.
В 85–98% случаев дети знакомы с насильником. И не просто знакомы, а часто испытывают к нему чувство любви и доверия.
Чаще всего насилие происходит в доме жертвы, либо в доме насильника.
Насильником может быть человек любого возраста, любого социального положения.
Сексуальное насилие ничего общего не имеет со страстью, это проблема власти.
Советы родителям:
- Запомните правило «триК», всегда знайте: Куда пошел ваш ребенок; Кто пошел с ним и Когда он должен вернуться.
- Всегда отмечайте взрослых, которые уделяют слишком много внимания вашему ребёнку и дарят ему дорогие подарки, покупают сладости, ищут возможности остаться наедине с вашим ребёнком и т. д.
- Ребёнок должен знать с детства, кто его может трогать, а кто нет, и какие части тела считаются интимными. А также, что интимные части тела никто (кроме самого ребёнка, врача и мамы) не может трогать. Для того чтобы ребёнок понял, о чем идет речь, используйте выражения типа: «у тебя под одеждой», «у тебя под трусиками». Можно также добавить: «если кто-нибудь захочет потрогать тебя здесь, скажи мне». Пусть ребёнок выучит правила сексуального поведения, приведенные ниже.
- Объясните детям разницу между «плохим» и «хорошим» секретом. Например, скажите, что хранить в секрете сюрприз на день рождения — это хорошо, но не рассказать взрослым, если кто-то доставляет тебе неприятные ощущения или обижает тебя — это плохо.
- Научите детей доверять интуиции и говорить «нет» в ситуациях, когда они чувствуют себя с кем-то некомфортно. Воспитывать строгие правила поведения.
- Не оставляйте маленьких детей одних на площадках, в магазине, в парке без наблюдения близких взрослых.
- Объясните детям, что они не должны подходить к незнакомым машинам и к незнакомым людям. Используйте «Рассказы для маленьких», чтобы научить их чувствовать опасность. Дети также не должны уходить даже со знакомыми людьми прежде, чем спросят вашего разрешения.
- Научите подростков выбирать самый безопасный (а не самый близкий) путь возвращения вечером домой. Также вы должны знать, с кем они пойдут или кто их будет встречать.
- Сказать, что хотя дети и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому из-за того, что он старше.
- Слушая ребёнка, применяйте «активное слушание». Ребёнок должен знать, что если его что-либо беспокоит, вы всегда выслушаете и поможете.«Я вижу как тебе плохо, разреши мне тебе помочь».
- Убедите ребёнка, что призыв о помощи – не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения.
- Соблюдайте правила сексуального поведения при детях.
ссылка: doverie8gdp-by.webnode.ru
Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Когда же родители прибегают к жестокому обращению с детьми:
- Они рассержены на ребенка.
- Они сердиты по другим причинам.
- Они не знают, что делать, когда ребенок поступает не так, как надо.
- Они сами подвергались насилию в детстве и теперь не знают других способов обращения с детьми.
Родители, которые часто используют физические наказания, заблуждаются по поводу их результатов. Они добиваются только видимости послушания со стороны детей. Обычно, когда детей не видят, они, все равно, поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют.
Почему нет смысла наказывать ребенка физически:
- Не улучшает поведение;
- Может вызвать обратную реакцию к ухудшению поведения;
- Может появиться чувство мести;
- Вызывает чувство обиды и возмущение;
- Развиваются такие качества, как трусливость и изворотливость;
- Ребенок привыкает к физическим наказаниям и уже не реагирует на них.
Поведенческие и эмоциональные показатели физического насилия:
- Склонность к вранью, воровству, агрессивное поведение.
- Злоупотребление алкоголем или наркотиками.
- Прогулы, неоднократные попытки сбежать из дома и отказ возвращаться домой.
- Общие трудности с налаживанием и поддержанием межличностных отношений.
Родителям необходимо:
Контролировать себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учить детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволять им овладеть собой.
Ребенок, к которому применяется наказание, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно.
Ожидания и требования должны быть по максимуму четкими и понятными, но не завышенными. Поощрять ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживать, когда ребенок делает свой собственный правильный выбор. Помните, что Вы - взрослый человек.
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с законодательством.
Человека делают человеком
светлые воспоминания детства.
Ф. М. Достоевский
Каждый ребенок на Земле – это достояние всего человечества!
Пользуйтесь в воспитании детей психологическими приёмами:
-каждый день начинайте и заканчивайте с улыбки;
-давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;
-не принуждайте его, а постарайтесь объяснить, почему нужно сделать так, а не иначе;
-уважайте ребёнка (прежде чем прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок против);
-не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, осёл);
-не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный);
-помните, что не одобрять только можно поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;
-почаще спрашивайте мнение ребенка («А как ты думаешь?» «А как бы ты поступил?»);
-предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);
-если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду);
-заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером…»);
- предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;
-никогда не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;
-будьте последовательны в своих требованиях.
В сознании людей понятия ”агрессия“, ”домашнее насилие“, ”дисциплинирование“, ”наказание“ часто смешиваются. Это приводит к неправильному пониманию явления насилия в семье. Именно поэтому важно знать, что считается насилием в семье и какие мифы существуют относительного этого явления.
Насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
Поскольку насилие достаточно многогранное и распространенное явление, вокруг него возникает большое количество мифов, которые в свою очередь оказывают сильное влияние на способы реагирования окружающих и самих жертв на факт насилия. Подробнее остановимся на некоторых мифах.
Миф 1. Домашнее насилие – не преступление, а личное дело семьи, в которое не нужно вмешиваться.
Такое мнение приводит к пассивности окружающих в оказании помощи жертве, а также формированию у нее ощущения безвыходности и одиночества.
Мнение, что домашнее насилие является нормой, распространено среди людей, которые в своей семье, начиная с детства, наблюдали или наблюдают факты домашнего насилия.
Однако важно понимать, что насилие, независимо от того, применяется оно к члену семьи или постороннему человеку, влечет за собой административную или уголовную ответственность, а значит не может являться нормой поведения.
Миф 2. Человек может быть хорошим родителем несмотря на то, что применяет насилие по отношению к своему супругу.
Постоянно наблюдаемое ребенком насилие в будущем может определить его стратегию взаимодействия в семье и привести к своеобразной эстафете насилия, которая передается из поколения в поколение.
Насилие в семье лишает ее членов чувства безопасности, защищенности, подрывает авторитет обоих родителей в глазах ребенка, может привести к страху потери одного из родителей.
Важно помнить, что супруги, применяющие насилие по отношению друг к другу, рано или поздно могут начать использовать насилие в отношении детей.
Миф 3. Бороться с домашним насилием бесполезно.
На самом деле, как показывает опыт, простое информирование зачастую является мощным и эффективным инструментом.
Важно понимать, что люди, применяющие насилие или ставшие жертвами насилия, могут считать его проявлением заботы или даже любви. Именно поэтому простое информирование о распространенных способах и формах насилия, может привести жертву к активизации сопротивления и успешному разрешению проблемы, а агрессора – к прекращению применения насилия.
Миф 4. Угрызения совести – знак того, что человек изменился.
Домашнее насилие, согласно теории американского психотерапевта Ленор Уолкер, носит циклический характер. И частью данного цикла является раскаяние, угрызение совести. В этот период приносятся извинения за содеянное либо перекладывается вина на жертву, у которой создается ощущение, что человек, применивший насилие, изменился. Однако важно помнить, что это может быть лишь временным затишьем перед новой бурей, а не гарантией стабильных перемен.
Миф 5. Домашнее насилие может возникнуть только в семьях с низким социальным уровнем.
Низкий социальный уровень, злоупотребление алкоголем могут стать одним из условий для возникновения ситуации насилия в семье, однако не являются определяющими. Как показывает опыт, домашнее насилие может нередко встречаться в семьях социально успешных людей, с высоким уровнем интеллекта, которые зачастую прекрасно осознают последствия своих действий и получают от этого удовольствие.
Мифы о насилии в семье приводят к тому, что люди выбирают неправильные способы реагирования, которые усугубляют ситуацию. Именно поэтому так важно сформировать у людей правильное представление о данном явлении.
Помните, что насилие можно остановить, не оставив его без внимания!
Профилактика жестокого обращения с детьми
Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения? Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.
Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Драматический результат насилия:
НАСИЛИЕ ПОРОЖДАЕТ НАСИЛИЕ.
Доказано:
• физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
• дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
• когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
• жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования;
- негативные семейные традиции;
- нежелательный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- «трудный» ребенок.
Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей.
Механизмы предотвращения и защиты детей от насилия и жестокого обращения в семье.
Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.
Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.
Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.
Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:
• состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
• особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
• низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
• отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
• задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
• заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.
Ответственность за жестокое обращение с детьми.
Законодательством Республики Беларусь установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей
1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
Подробнее: http://kodeksy-by.com/koap_rb/9.4.htm
Уголовный Кодекс Республики Беларусь Статья 165. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей
1. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, на которое такие обязанности возложены по службе, либо лицом, выполняющим эти обязанности по специальному поручению или добровольно принявшим на себя такие обязанности, повлекшее причинение малолетнему по неосторожности менее тяжкого телесного повреждения, при отсутствии признаков должностного преступления – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего либо причинение тяжкого телесного повреждения, – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Подробнее: http://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/165.htm
Уголовный Кодекс Республики Беларусь Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Подробнее: http://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/168.htm
Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»
Это важно помнить родителям!
• Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.
• Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в милицию.
• Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА
ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!
- Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
- Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
- Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
- Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
- Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
- Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
- В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
- НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
- ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно
с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву. - НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
- Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
- Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
ПАМЯТКА
для педагогов учреждений образования
по выявлению случаев жестокого обращения с детьми
Форма жестокого обращения |
Особенности внешнего вида, психического состояния и поведения несовершеннолетнего |
1. Физическое насилие |
Особенности внешнего вида, характер травм: Внешний вид: множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей); признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь). Особенности психического состояния и поведения: Возраст 3 - 6 лет:
Младший школьный возраст:
Подростковый возраст:
|
2. Сексуальное насилие (развращение)
|
Особенности внешнего вида, характер травм:
Особенности психического состояния и поведения: Младший школьный возраст:
Дети старшего школьного возраста, подростки:
|
3. Психическое (эмоциональное) насилие
|
Особенности физического развития, психического состояния:
Особенности поведения:
|
4.Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) |
Особенности физического развития, психического состояния:
|
Форма жестокого обращения |
Особенности поведения родителей или законных представителей, позволяющие заподозрить жестокое обращение по отношению к несовершеннолетнему |
1. Физическое насилие |
|
2. Психическое (эмоциональное) насилие
|
|
Источник: «Жестокое обращение с детьми и подростками: причины, признаки, способы профилактики и оказания помощи» /Под ред. И.В. Исаевой. − Нижневартовск, 2004 г.
Памятка по профилактике насилия
Насилие – это применение или угроза применения силы, которое может привести к нанесению телесных повреждений, вреда здоровью, лишениям или даже к смерти.
Сексуальные злоупотребления
Принудительная проституция и организованная педофилия – это другие формы сексуальных злоупотреблений, когда ребенка заставляют заниматься половыми актами с незнакомыми людьми и другими взрослыми за деньги, выплачиваемые взрослому сутенеру. Дети в ситуациях вооруженных конфликтов, перемещенные, дети мигрантов и беженцев, дети в интернатах, дети, оставшиеся без поддержки семьи и дети, живущие в бедности, особенно уязвимы ко всем формам сексуальной эксплуатации. Родители, учителя, работники социальных служб и политики – все должны участвовать в защите детей от сексуальных злоупотреблений.
Торговля детьми
Ребенок, ставший жертвой торговли людьми – это любой человек, не достигший возраста восемнадцати лет, которого вербуют, перевозят, передают, укрывают или получают с целью эксплуатации, либо внутри страны, либо за ее пределами. В некоторых случаях детей обманывают, им обещают путешествие и новую школу; в других случаях нищие семьи продают детей за деньги.
Уязвимые группы детей
К ним относятся
- Бездомные городские дети: Для «уличных детей» гораздо выше риск сексуальной эксплуатации, особенно для девочек.
- Дети с ограниченными возможностями: Хотя дети с ограниченными возможностями часто становятся жертвами злоупотреблений, включая насилие и сексуальные нападки, службы по защите детей редко занимаются этими проблемами.
- Дети-беженцы и иммигранты: Дети-беженцы и иммигранты могут подвергаться насилию как дома, так и в обществе в результате актов ксенофобии. Девочки-матери: Хотя они сами еще дети и имеют право на все виды защиты, предусмотренные в Конвенции о правах ребенка, девочки-матери часто воспринимаются как достигшие взрослого возраста, независимо от того, замужем они или нет.
Памятка по профилактике насилия по отношению к детям
- Наблюдайте за положением детей и сообщайте о любом случае насилия;
- Оказывайте поддержку семьям через программы помощи семьям;
- Не молчите! Говорите о насилии, которое испытываете или наблюдаете;
- Выступайте против терпимого отношения общества к насилию;
- Привлекайте внимание к проблеме насилия по отношению к детям;
- Обращайте внимание на симптомы насилия;
- Мобилизуйте школу и общество на запрещение и искоренение группового преследования и других форм насилия по отношению к детям;
- Учите детей защищаться от злоупотреблений и насилия;
- Учите детей ненасильственным методам решения конфликтов;
- Не применяйте насилия.
Памятки для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей.
Уважаемые родители!
Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы – самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя».
«Правило пяти «нельзя».
– Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
– Нельзя заходить с ними вместе в подъезд, лес и другие нелюдные места.
– Нельзя садиться в чужую машину.
– Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
– Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»
– Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
– Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
– Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
– Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?
– Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
– Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;
– Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;
– Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
– Отсутствие целей и планов на будущее;
– Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;
– Пессимистическая оценка своих достижений;
– Неуверенность в себе, снижение самооценки.
– Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.
– Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.
– Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).
– Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.
– Признаки, связанные со здоровьем.
– Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.
Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.
— Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
— Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
— Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
— Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
— Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
— Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.
Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.
- Как ни странно, это послушные дети. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб иметь свое мнение», «главное для тебя – слушаться взрослых». Таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.
- Доверчивые дети. Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.
- Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. Это не обязательно дети бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.
- Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.
- Подростки, родители которых пуритански настроены. Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».
- Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины – это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе” друзей из уголовного мира.
Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка. Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.
В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.
– Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где ис кем проводят время. – Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.
– Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
– Расскажите ребёнку, сто если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
– Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
– Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.
– Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.
– Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
Количество просмотров: