Советы педагогам по организации домашнего визита (посещения семьи)
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Педагог ставит конкретную цель в зависимости от ситуации:
- выявить условия семейного воспитания;
- познакомиться с тем, как живет ребенок дома, чем занимается, что беспокоит, затрудняет родителей;
- познакомиться с воспитанниками и его близкими в привычной для ребенка обстановке;
- выявить лучший опыт семейного воспитания;
- изучить стиль воспитания, уровень взаимоотношений в семье;
- обучить родителей конкретным практическим умениям;
- посещение с целью педагогического просвещения родителей и др.
Домашний визит требует тщательной подготовки.
Сообщите семье о своем визите, с какой целью и в течение которого времени Вы будете у них находиться.
Возьмите с собой работы ребенка, портфолио.
Не говорите только сами, дайте возможность членам семьи рассказать о своем ребенке, задать вопросы.
Говоря о ребенке, старайтесь больше хвалить его.
Умейте наблюдать! Наблюдение фактов дает богатую информацию для оценки внутрисемейной ситуации, в которой воспитывается ребенок, и формулирования выводов.
Не торопитесь с выводами о благополучии семьи, судя по внешнему материальному благополучию. Важно выявить психологический климат в семье, детско-родительские отношения, кто занимается воспитанием ребенка, какой образ жизни ведет семья, как проводит досуг и др.
Обратите внимание на родителей, которые всячески уклоняются от посещения их семьи. Возможно, это семьи, которые скрывают семейное неблагополучие и не желают, чтобы воспитатель стал свидетелем этого. Если отказ от посещения семьи дополняется другими негативными факторами: неухоженный вид ребенка, замкнутость или чрезмерная агрессивность, появление родителей в нетрезвом виде, грубость в общении с ребенком и др. – воспитателю необходимо сообщить об этом администрации учреждения или специалистам СППС для принятия мер.
Технология домашнего визита
Провести предварительную работу, изучить имеющиеся о ребенке материалы: диагностические данные, детские рисунки, побеседовать со сменным воспитателем, при необходимости – с другими специалистами (медсестрой, педагогом-психологом и т.д.). В результате этого воспитатель будет иметь общее представление о семье.
Уточнить с родителями день и время домашнего визита.
Продумать содержание домашнего визита, составить план:
- о чем спросить, какие вопросы уточнить у родителей;
- на что обратить особое внимание (стиль общения, наличие игрушек и библиотеки, характер деятельности в семье и пр.);
- предложить родителям охарактеризовать своего ребенка, чтобы узнать, как они понимают и воспринимают его, каковы его интересы;
- по какому вопросу поговорить целенаправленно, дать советы, небольшую консультацию, подготовившись к ней;
- по необходимости обучить родителей каким-либо конкретным умениям (например, играть с детьми в настольно0печатную игру, как провести беседу с ребенком о прочитанном произведении, о просмотренной детской передаче и т.д.).
Провести домашний визит в соответствии с планом. При этом визит не должен длиться более 30-40 минут. Проводится он тактично, корректно.
После домашнего визита делается соответствующая запись в специальной тетради, при необходимости – составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
При повторных домашних визитах необходимо обратить внимание на выполнение ранее предложенных рекомендаций, сообщить информацию об успехах в развитии и воспитании ребенка; если возникает потребность – обозначить проблемы, провести беседу или консультацию и др.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Методическая копилка